Святые угодники: как в христианских апокрифах появились трансплантологи
В христианской традиции известны святые Косма и Дамиан (в православии – Кузьма и Демьян). Они считаются покровителями врачей, особенно – хирургов, их изображения нередко помещаются на медицинских эмблемах. Святые давно стали частью культурного наследия и легенды приписывают им первые трансплантологические успехи
14.04.2020
В православной традиции братья Косма и Дамиан – врачи-бессребреники, исцеляющие не только людей, но и животных. Жили они во второй половине III – начале IV вв, когда в медицинскую практику еще не вошли рутинное употребление антибиотиков и двойные слепые исследования: то есть им приходилось очень тяжело и очень сложно.
Поэтому братья в основном полагались на веру в бога и чудо. Бог отвечал на их молитвы и, как правило, по сведениям апокрифов, необыкновенная выживаемость пациентов и прекрасные клинические показания вызывали зависть коллег, или подозрения в колдовстве от власть имущих. Словом, подозрительно успешных врачей на заре медицины было принято сжигать, или топить, или активно подозревать в колдовстве (и, как следствие, сжигать или топить).
Особенно важным пунктом были разногласия в вероисповедании – и если братья придерживались христианской традиции, а их оппоненты – языческой, то в ряде апокрифов это заканчивалось мучительной смертью первых.
Словом, святым было тяжело – денег за лечение они не брали, гонениям со стороны коллег подвергались, кончалось все плохо (ну, на наш обывательский взгляд).
В католической версии все немного по-другому, но основной мотив врачей-бессребреников остается прежним. И главным отличием служит то, что братья делают первую успешную трансплантацию: заменяют больную ногу здоровой (им ассистируют ангелы, как вы можете увидеть на картине “Святые Косма и Дамиан пересаживают ногу” художника Лос Балбасеса, написанную в конце XVI века).
Изображенная на картине сцена соответствует «Золотой легенде» Иакова из Ворагина, датированной 1257 годом. Вот что он пишет об этих святых: «Феликс, восьмой папа после Св. Григория, построил в Риме церковь в память о Святых Косме и Дамиане. И был там человек с большой язвой на ноге, который истово служил этим мученикам. Когда он спал, святые мученики Косма и Дамиан явились их благочестивому служителю. Они несли с собой инструменты и мазь. Один из них спросил — где мы возьмём плоть, чтобы заполнить его недостаток? Другой ответил — вот, есть эфиоп, который умер сегодня и недавно похоронен на кладбище Св. Петра, давай возьмём его плоть и заполним рану. Человек проснулся, и увидел, что его нога больше не болит, но здоровое бедро кажется ему чужим. Когда же открыли гроб того мавра, у него оказалась больная нога вместо бывшей у него здоровой».
Учитывая количество ангелов и чудес, функционирующих в повествованиях о братьях, эти истории скорее легенды. Однако они наглядно иллюстрируют, насколько давно идея о необходимости пересадки человеческих органов, тканей и конечностей появилась в умах людей.
Дарья Голощапова
научная журналистка, редактор, переводчица